Среда, 13.12.2017, 06:22
Приветствую Вас Гость | RSS

Статистика
Яндекс.Метрика
-

Онлайн всего: 4
Гостей: 3
Пользователей: 1
Drewacromma
Форма входа
Логин:
Пароль:

Дошкольное образование

ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС «МОЗАИЧНЫЙ ПАРК»

6 декабря 2017 года в Смоленске состоялась презентация программно-методического комплекса «Мозаичный парк». Организаторами презентации выступили: кафедра педагогики и методики дошкольного образования ГАУ ДПО «Смоленский областной институт развития образования» и издательство «Русское слово» (г. Москва). 

  Читать дальше →


Объявлен победитель конкурса «Лучшая методическая разработка по использованию игрушек и пособий ПМК «Мозаичный ПАРК»

Объявлен победитель конкурса «Лучшая методическая разработка по использованию игрушек и пособий ПМК «Мозаичный ПАРК»

 

 20 декабря завершился Всероссийский конкурс «Лучшая методическая разработка по использованию игрушек и пособий ПМК «Мозаичный ПАРК» среди педагогов дошкольных образовательных организаций, участвующих в экспериментальной апробации ПМК «Мозаичный ПАРК». Конкурс проводился в целях повышения профессионального мастерства педагогов ДОО.                  

    Читать дальше →

 

 

 

 

 

 

 


 

Программно-методический комплекс дошкольного образования

"Мозаичный ПАРК"  

          обеспечивает образовательную деятельность дошкольной образовательной организации (ДОО).
      В современной образовательной ситуации продукция "Мозаичный ПАРК" обладает значимым научно-методическими
     преимуществами, является оптимальным и практичным выбором руководителей и специалистов ДОО.  

 

Информационное письмо

Буклет

Каталог

 
 

 

Опыт работы в дошкольном образовании

 

Никонорова Ирина Васильевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ ДС № 72 «Колокольчик»

г.Смоленска

 

Роль изодеятельности в развитии речи детей дошкольного возраста

Речь является одним из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в образовании, она обогащает человека духовно, служит предметом искусства.

Общепринятое мнение – ребенок в дошкольном учреждении обязан, научится писать, читать, считать, логически мыслить. Многие родители не обращают внимание на то, что ребенок не умеет рисовать деревья, не может представить себе и описать словами оттенки весеннего неба или рассказать об узорах в народных костюмах.

Дома ребёнка ждёт телевизор и компьютер. Частые просмотры мультфильмов и телепередач порождают поверхностное восприятие информации.. Телевидение приучает детей употреблять готовые схемы и образы. У детей, которые много времени уделяют просмотру телевизионных передач и компьютерным играм, отмечается резкое снижение фантазии и творческой активности. Им скучно рисовать, конструировать, нелегко придумывать новые сюжеты в игровой и продуктивной деятельности. Они перестают восхищаться окружающей нас действительностью, не умеют всматриваться в красоту природных явлений, вслушиваться в звуки, чувствовать прекрасное.

Последнее время значительно возросло количество детей, имеющих определенные трудности в речевом развитии. Такие дети с трудом составляют описательные рассказы, с трудом составляют пересказы по картинке или по серии сюжетных картинок. У таких детей бедный словарный состав, не развита монологическая речь.

Одним из путей выхода из создавшейся ситуации является работа по развитию речи детей дошкольного возраста средствами изодеятельности. Известный педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Для многих своих мыслей и предложений ребенок не находит подходящих слов и старается их выразить другими способами – через рисование, лепку, аппликацию, конструирование. По мнению психолога Л.С. Выготского «Детское рисование – графическая речь». Следовательно, наша задача заключается в том, чтобы помочь ребенку облечь свою мысль в слово при помощи изобразительной деятельности, что способствует развитию и лингвистических способностей, и сенсорных способностей.

Изобразительная деятельность влияет на развитие мышления ребенка, так как рисунок, по сути, представляет собой изображенный рассказ. Волшебное возникновение продукта художественной деятельности (пейзаж, натюрморт, портрет, выполненный в красках или карандаше) доставляет удовольствие, вызывает положительные эмоции, развивает речь, вносит во внутренний мир ребенка радость и бодрость. Очень важно, что ребенок видит результаты своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение. Детский рисунок может стать своеобразным психологическим тестом, отражающим многие черты характера ребенка.

С целью развития речи детей средствами изодеятельности решаю следующие задачи:

  1. Развивать умение наблюдать окружающую действительность на основе эмоционально-чувствительного восприятия.
  2. Развивать творческое воображение.
  3. Расширять словарный запас.
  4. Развивать монологическую речь.
  5. Формировать новые эмоциональные отношения к ранее известным предметам и явлениям окружающей действительности на основе интеграции произведений искусств, музыки и художественной литературы.

Перечисленные задачи решаю в практике работы с детьми дошкольного возраста, учитывая психологические особенности каждой возрастной группы. Выстраивая свою систему работы по развитию речи средствами изодеятельности, предпочтение отдаю интеграции разных видов искусства, что позволяет «оживить речь детей», «сделать яркими впечатления» и «эмоционально-окрашенными» наблюдения о природе; использованию коллективных форм творческой работы, что способствует формированию умения взаимодействовать со своими сверстниками, развивать умение общаться и сотрудничать.

Интегрированные занятия с детьми проводятся по трем направлениям: музыкальном, художественном, речевом. Например занятия интегрируются следующим образом: музыка – рисование, развитие речи – рисование, музыка – развитие речи – рисование. При этом организую разные виды деятельности: рисование, игру, драматизацию, рассказывание, пение. Дети, прослушав художественное произведение, приступают к творческой работе (рисованию, лепке и др.) сопереживая, сочувствуя, проявляя эмоциональное отношение к произведению. При этом личный опыт каждого ребёнка помогает показать характерные черты персонажей (он может быть весёлый, добрый, а может быть сердитый, злой и т.д.). Важно, что ребёнок строит композицию, располагая все детали, предметы, внося своё понимание сюжета, места действия. Поэтому нельзя говорить, что он просто отображает в творчестве окружающий мир, он его трансформирует, строит, используя разные способы, сочетая их между собой.

Особое внимание уделяю использованию музыкальных произведений, так как музыка и ритмические удары – античные формы коммуникации и самовыражения. Музыка играет важную роль в развитии ребенка, она создаёт атмосферу происходящих сообщений. Если мы, по замыслу занятия, отправляемся в ночь, то мелодия погружает нас в её таинство, полное предчувствий и самых неожиданных встреч. Музыка помогает ребёнку ориентироваться в мире своих эмоций, усиливая их способствует тому, что они выходят из подсознания ребёнка и оформляются в процессе рисования в образ в дальнейшем получившем своё выражение в речи. Приведу примеры воздействия музыкальных произведений на человека.

 

Пакет

Музыкальные произведения

Воздействие на человека

№1

  • Бах «Кантата»№2
  •  Бетховен «Лунная соната
  • Прокофьев «Соната «Ре»

 

Уменьшает раздражительность и разочарование, повышает чувство своей принадлежности к природе

 

№2

  • Шопен «Мазурка,
  • Штраус (Вальсы)
  • Рубинштейн «Мелодия»

 

Уменьшает чувство тревоги

 

№3

  • Бах «Прелюдия» и фуга «Минор»
  •  Чайковский «Шестая симфония» ч.3

 

Поднимает общий жизненный тонус; улучшает самочувствие; повышается активность;  улучшается настроение.

 

По мнению В. Штерна, рисунок ребенка – отнюдь не изображение конкретно воспринимаемого предмета, а изображение того, что он знает о нем. Детское искусство, считают психологи Лейпцигской школы комплексных переживаний, носит экспрессивный характер – ребенок изображает не то, что он видит, а то, что он чувствует. Поэтому рисунок ребенка субъективен и часто не понятен постороннему человеку.

Для понимания детского рисунка очень важно исследовать не только результат рисования, но и сам процесс создания рисунка. Н. М. Рыбников отмечал, что для ребенка продукт изобразительной деятельности играет второстепенную роль. На первый  план для него выступает сам процесс создания рисунка. Поэтому дети рисуют с большим увлечением.

Маленькие дети изображают на бумаге мало, но при этом много говорят, жестикулируют. Только к концу дошкольного возраста ребенок начинает обращать внимание на рисунок как на продукт изобразительной деятельности.

По мнению Л. С. Выготского, мы должны рассматривать рисунок с психологической точки зрения, как своеобразную детскую речь и предварительную стадию письменной речи.

Особо следует отметить экспрессивную функцию рисунка: в нем ребенок не только выражает свое отношение к действительности, которую он наблюдает, но и указывает, что для него является главным,  а что второстепенным. В рисунке всегда присутствуют эмоциональный и смысловой центры, благодаря чему можно управлять эмоционально-смысловым восприятием ребенка.

Если говорить о пластике, то я считаю, что нужно делать упор на развитие движений рук у ребенка, а именно пальцев кисти во время рисования и лепки.

В связи с необходимостью развития у детей выполнять тонкие манипуляции нужно отметить одно интересное обстоятельство– существование тесной  взаимосвязи между координацией тонких легких движений и речью.

Исследования профессора М. Кольцовой показали, что речевая деятельность у детей частично развивается и под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. То же подтверждают и многочисленные исследования других специалистов: уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития движения пальцев рук.

Учитывая накопленный в России опыт, в работе по развитию «ручной умелости» и речевой активности использую следующие упражнения.

  1. Разминка пальцами пластилина, глины, соленого теста, в изодеятельности:
    • Скульптура
    • Создание рельефов и барельефов
    • Пластилиновая живопись
  1. Рвать на мелкие куски бумагу
    • Создание рваных аппликаций
  2. Катать шарики из салфеток
    • Объемная аппликация
  3. Нанизывать бусинки, шарики, ягодки
    • Работа с природным материалом
  4. Рисовать рукой и пальцами в воздухе и на листе бумаги.
  5.  Нетрадиционная техника рисования:
  • Кляксография
  • Рисование кусочками паралона
  • Рисование щёткой
  • Отпечатывание
  1. Постройки из песка и игра с ними
  2. Рисование мелом, восковыми мелками, гуашью, углем

Вспомним сказанное Иваном Петровичем  Павловым: " ... развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых "центров" в обоих полушариях даёт человеку преимущество и в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением." Развивая функции обеих рук, мы повышаем уровень организации функций и распределение их между полушариями мозга, левым и правым.

Интеграция в изобразительной деятельности и обучение различным видам техники рисования, приводит к развитию и совершенствованию у детей:

  • мелкой моторики рук (гимнастическое развитие-импровизация, зрительно-моторная координация, развитие техники рисунка, овладение штриховкой);
  • пространственных и временных представлений (ориентация на листе, в пространстве - на примере собственного тела, ориентация во времени);
  • активной речи, словарного запаса;
  •   мышления, памяти, внимания зрительного и слухового восприятия
  • навыков учебной деятельности (умение слушать, понимать и выполнять словесные установки, действовать по образцу и правилу).

В ходе использования перечисленных выше методов и приемов работы получены следующие результаты:

  1. Словарный запас детей стал богаче.
  2. Речь детей отличается логичностью и содержательностью.
  3. Рисунки детей получаются интересными, богатыми по замыслу.
  4. Дети научились внимательно слушать музыку и свое видение музыкальных произведений выражать в рисунках.

Выстроенная мною система работы по развитию речи дошкольников средствами изодеятельности является эффективной. 

 

Срочные объявления
Учредитель
Календарь
«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Партнеры