С 5 ноября по 25 декабря 2012 года были проведены целевые курсы повышения квалификации для педагогов России по теме: «УМК «Начальная инновационная школа» в условиях реализации требований ФГОС».
На курсы повышения квалификации приехали педагоги из Московской, Смоленской, Тульской, Архангельской, Костромской, Нижегородской, Новосибирской областей, Пермского края, Республики Коми и Чувашской республики, более 50 человек.
Обучение слушателей курсов осуществлялось в очно-заочном режиме. С 5 по 10 ноября 2012 года – очная сессия: шесть дней в неделю с 10.00 до 17.30; с 19 ноября по 25 декабря 2012 года – заочная сессия с использованием дистанционных технологий.
Аудиторные занятия с 5 по 10 ноября проходили в форме лекций, семинаров, дискуссий, мастер-классов и практических работ за компьютерами.
Занятия со слушателями курсов проводили авторы учебно-методического комплекта «Начальная инновационная школа»:
5 ноября – В.А. Самкова, кандидат педагогических наук, автор курса «Окружающий мир»;
6 ноября – С.А. Болотова, кандидат педагогических наук, автор нормативно-правового сопровождения УМК «Начальная инновационная школа»;
7 ноября – Л.В. Кибирева, кандидат педагогических наук и Г.И. Мелихова, Заслуженный учитель РФ, авторы курса «Русский язык»;
8 ноября – С.А. Болотова, кандидат педагогических наук, автор курса «Литературное чтение» (в соавторстве с Г.С. Меркиным и Б.Г. Меркиным);
9 ноября – Б.П. Гейдман, Заслуженный учитель РФ и И.Э. Мишарина, Заслуженный учитель РФ, авторы курса «Математика»;
10 ноября – О.А. Шаталова, автор психологического сопровождения комплекта и автор пособия по диагностике сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС.
Кроме того, занятия проводили методисты издательства «Русское слово», специалисты Смоленского областного института развития образования, а также опытные педагоги базовых школ Смоленской области, работающие по УМК «Начальная инновационная школа».
Опыт работы учителей Смоленской области вызвал особый интерес у педагогов России. Мастер-классы Е.А. Борисовой, учителя начальных классов МБОУ СОШ № 7 г. Рославля, С.А. Басаримовой, учителя начальных классов МБОУ СОШ № 3 г. Десногорска, И.В. Ивановой, учителя начальных классов МБОУ СОШ № 40 г. Смоленска были проведены на высоком профессиональном уровне.
Очная сессия курсов повышения квалификации проходила в одном из замечательных мест Смоленщины – на базе спортивно-оздоровительного комплекса «Смена» в Красном бору под Смоленском.
9 ноября 2012 года состоялся межрегиональный Круглый стол по теме: «Первый опыт работы по УМК «Начальная инновационная школа»: проблемы и перспективы». В работе Круглого стола приняли участие педагоги 10 регионов России, а также Н.Н. Колпачков, первый заместитель начальника Департамента Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи; О.С. Кольцова, кандидат педагогических наук, ректор ГАУ ДПОС «Смоленский областной институт развития образования», С.А. Болотова, кандидат педагогических наук, начальник центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки; К.С. Якубовская, начальник центра «Начальная школа» издательства «Русское слово»; Б.П. Гейдман, Заслуженный учитель РФ, автор курса «Математика»; И.Э. Мишарина, Заслуженный учитель РФ, автор курса «Математика».
В процессе работы Круглого стола состоялось обсуждение проблем, которые возникли у учителей в работе по УМК «Начальная инновационная школа». Педагоги высказали замечания в адрес издательства: о необходимости издания учебников к началу учебного года (в частности это касалось Букваря и Прописей авторского коллектива Л.В. Кибиревой), были сделаны предложения по совершенствованию методического аппарата ряда учебников, говорилось о своевременности поставки учебников, об отсутствии системы подготовки детей дошкольного возраста к школе, о необходимости создания электронных приложений ко всем учебным курсам и другие.
Вместе с тем, все участники Круглого стола отметили положительные аспекты работы по новому учебно-методическому комплекту «Начальная инновационная школа»:
1) рациональный подход в обучении младших школьников, построенный на основе сохранения традиций начального образования России и реализации принципов развивающего обучения (идея комплекта отражена в словах «развиваем, сохраняя традиции»);
2) реализации преемственности в обучении между начальной и основной школой по каждой предметной линии;
3) разноплановое учебно-методическое сопровождение комплекта, включающее в себя учебные программы, рабочие программы, учебники, тетради на печатной основе, методические рекомендации для учителей, книги для родителей, дидактические пособия;
4) продуманность подготовки учителей к работе по новому комплекту через систему повышения квалификации.
В конце работы Круглого стола были подведены итоги, после чего учителя России выразили свою благодарность организаторам курсов Смоленскому областному институту образования и издательству «Русское слово» за проведение первой сессии курсов повышения квалификации на высоком научно-методическом уровне.
Дальнейшее обучение педагогов проходило в дистанционном режиме. По окончании курсов педагоги получили документ установленного образца о повышении квалификации.